Загадки церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дёрново

Автор: | 27.05.2018

Из статьи вы узнаете о многих загадках в архитектуре полуразрушенной сегодня Покровской церкви в деревне Дёрново, Калужской области. В частности, там нет изображений православных крестов, здание храма не предназначено для русских холодов, отсутствует лестница на колокольню и так далее.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Церковь Покрова Богородицы находится в деревне Дерново, что в Калужской области. Храм построен в конце 19 века. Сейчас, к  сожалению, пребывает в полуразрушенном и бесхозном состоянии.
Кирпичное великолепие
Первая загадка: церковь расположена на горочке. Это, можно сказать, стандартное расположение для церквей, построенных до разрушения Российской империи. Основное количество храмов возведено на перепаде высот, преимущественно на возвышенностях. Исключения имеются, но в небольшом количестве.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Колокольня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Современные же храмы часто строят на ровном, плоском месте. Обычно расположение церквей на возвышенности объясняют так: чем выше, тем дальше распространяется звук от колоколов. Но есть храмы вообще без колокольни, а есть совсем небольшие уклоны, на которых стоят церкви, и разница в два метра на распространение звука влияет слабо.
Покровская церковь удивляет своими размерами: колокольня просто огромная, здание храма тоже солидное. Чуть ниже мы скажем точные цифры. Однако рядом нет ни одного каменного дома. Когда проезжаешь по деревне до церкви, то видишь только деревянные дома. И вдруг такая огромная кирпичная постройка! Большой контраст с окружающими деревянными сооружениями. То есть построить из кирпича собственные дома почему-то не получается, а вот отгрохать большущий храм – это никаких проблем. Однако построить такую огромную церковь стоит очень дорого, но в деревне архитектурные признаки богатства никак не прослеживаются.Еще такая странность: в фундаменте отсутствует гидроизоляция. Кирпичи стен просто уходят в землю. Никакой изолирующей прослойки от поднимающейся по стенам влаги нет. Но при заморозках влага разрушает кирпич. Очень странно, что строители такого великолепного и большого здания не предусмотрели такую важную вещь, о которой знает каждый современный прораб. А вот зодчие

прошлого – почему-то нет. Такая ситуация наблюдается и в некоторых других церквях.

Изучение здания храма начнем с пола, он сохранился весьма хорошо. Основная площадь пола выложена квадратной кафельной плиткой обычного размера со скошенными углами. Это напоминает полы в советских постройках: магазинах, банях и других общественных зданиях, не относящихся к парадным местам. Хотя часть пола в храме выложена очень красивой плиткой с цветочными узорами. Видов плитки использовалось несколько.

Цветная плитка пола Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Цветная плитка пола Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Часть кафельной плитки откололась, и мы можем видеть на полу отпечатки буквенных обозначений. Здесь мы находим одну интересность: все плитки с обратной стороны подписаны латинскими буквами. Нет ни одного отпечатка с русскими надписями. То есть весь кафель был сделан на европейском заводе. Возможно, этот завод находился не столь далеко, например, в Польше или Западной Украине, однако путь все равно не слишком близкий. Хотя неподалеку от деревни проходила Сызрано-Вяземская железная дорога, поэтому, возможно, плитку привезли по ней.
Неужели никто поближе не делал кафеля? Или он был настолько низкого качества, что для большого храма Богородицы сочли нужным привезти именно европейский?

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Свод основного купола церкви Покрова Пресвятой Богородицы, Дерново

Верхняя точка купола находится на высоте 20 метров, то есть на уровне восьмиэтажного дома. Диаметр купола – 6 метров. Заметьте, что купол стоит не на столбах, а через так называемые «паруса» опирается на стены. Чтобы такое возвести, надо очень хорошо знать строительную науку больших зданий. И такая сложная и тяжелая конструкция сделана калужскими мужиками ради того, чтобы просто помолиться? Как будто это невозможно делать и не в таких вертикальных помещениях без куполов.
Типичная деталь – это боковые двери в храме. Почти во всех церквях дореволюционной постройки они имеются. Однако при современных богослужениях и храмовой деятельности в целом эти боковые двери почти не используются. Но раньше их почему-то делали. Значит, на то имелись причины, которые в современной религиозной жизни куда-то исчезли.

Также надо обратить внимание на отсутствие хоров для певчих, в архитекторском проекте они не предусмотрены. И это странно для такой большой и красивой церкви, возведенной в конце XIX века. Потому что канон богослужения с песнопениями уже давно сложился.
Храм изнутри был покрыт росписями, они местами еще сохранились. Это классическая академическая живопись, где прописан объем и люди имеют правильные размеры и пропорции тела. В отличие от той плоской подделки с черными ликами, корявыми фигурами и обратнойперспективой, которой расписаны храмы Кремля и которую нам выдают за древнерусскую живопись. Плебс не должен видеть красивого, объемного искусства, ему нужно показывать только черные, плоские и ломаные фигуры в обратной перспективе, чтобы сбить врожденное чувство гармонии, заложенное в каждом человеке.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Росписи Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Стены расписаны красивыми цветами и растительным орнаментом. Наши предки почему-то считали, что в храме именно так и должно быть. Конечно, в настенных росписях присутствуют кресты. Они сохранились в некоторых местах: на стенах и куполе. Но это не восьмиконечные православные кресты, а равносторонние, да еще с цветочными узорами. Такие встречаются и в некоторых других храмах России.
Вообразите себе, как красиво было в церкви Покрова, когда она действовала. Цветы на стенах, объемная живопись, красивая плитка на полу. И снаружи тоже очень красиво: выступы, карнизы, пилястры, рельефы. Сложный, объемный узор. Почему-то калужские мужики-лапотники этой деревни в конце 19 столетия тратили много кирпича и времени на рельефное украшение здания. Темнота неотесанная! Надо делать, как мы, развитое человечество, которое возводит огромные коробки с плоскими стенами без всяких украшений. Вот это прогресс: от красивого и объемного рельефа – к тупой и скучной плоскости. Мы туда развиваемся?
Почему люди прошлых веков делали красиво и не жалели на это сил, времени и материалов, а мы делаем только функционально? Еще большой вопрос, кто из нас глупее: рабочие и зодчие 150 лет назад, строившие объемную красоту, или современное человечество, прикованное к плоским электронным устройствам?
Пока вы будете над этим раздумывать, прогуляемся по трапезной. Как обычно происходит во многих трапезных, их широкие своды падают в первую очередь. Здесь мы наблюдаем такую же картину. В трапезной есть странная ниша в стене, смежной с колокольней. Это место под печку, которая явно не была запланирована при строительстве. Прекрасно видно, что кирпичи сбиты, чтобы углубить в стену сей обогревательный предмет, очень необходимый в холодном русском климате. И под трубу дымохода кирпичи в стене тоже стесывали

церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Как можно было забыть о печке при постройке храма? Причем забыли все, начиная от главного зодчего-архитектора и заканчивая обычным каменщиком. И даже заказчик, который эту стройку оплачивал, вбухав туда огромные деньжищи, тоже забыл. Массовая потеря памяти. Ну, а что с них взять? Ведь это были темные люди позапрошлого века. Хорошо, что имена свои помнили – это уже достижение. А то, что такую огромную церковь сумели отгрохать, так это случайно получилось.
В храме осталась часть деревянного косяка. Если заглянуть чуть глубже в проход, мы увидим, что там выбиты кирпичи для второй двери, примерно в полутора метрах от уже имеющейся. Зачем ставить двойную дверь? Дополнительная дверь устанавливается в трех случаях: для уменьшения шума, увеличения защиты и сохранения тепла.

Версию про шум отбрасываем, поскольку здесь тихо, это деревня. Увеличение защиты – возможно. Однако зачем разносить двери на полтора метра? Их можно было поставить рядом. Но расстояние в 1,5 метра между дверями образует тепловой тамбур, чтобы нагретый воздух из помещения не выходил на улицу. Наружную дверь открыл, зашел, закрыл и только потом открыл внутреннюю. Вот для этого и требуется расстояние между дверьми.
Но опять вопрос: почему строители этого не учли сразу, и пришлось долбить стенки для установки второй двери? Впрочем, мы уже выяснили, что у строителей Покровского храма наблюдалась массовая амнезия, когда дело касалось зимы и морозов. Но в этой странности описываемая церковь исключением не является, в ряде других храмов наблюдается аналогичная картина.

Бедный звонарь

церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Роспись, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Переходим к самой звонкой части постройки – колокольне. Она очень высокая. Но мы ее померили, так как вооружены прогрессивным измерительным прибором – лазерным дальномером. Высота каменной части колокольни составляет 27 метров, что сопоставимо с двенадцатиэтажным домом. И это на фоне того, что в округе кирпичных домов не наблюдается.
А чего мелочиться, надо ж позвенеть погромче! Поэтому давайте-ка отгрохаем 12-этажную высотку, чтобы колокольный звон разлетался подальше. Это в нынешнее время строительство таких сооружений из массово выпускаемых на заводе железобетонных блоков, изготавливаемых с помощью электромеханических инструментов, дико дорого, а вот раньше мужики из кирпича чего угодно могли построить за три копейки.

Вот только где они столько глины на кирпичи взяли и столько дров на их обжиг достали? Четыре толстенные опоры колокольни, и каждая достигает в ширину около двух метров. Казалось бы, в таком объеме легко можно сделать винтовую лестницу наверх, однако зодчий решил иначе: он просто оставил дырку в потолке на высоте 6,5 метров. Если кому-то сильно надо позвенеть, то он допрыгнет на 2,5 этажа, верно? Звонари-то – люди прыгучие.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Село Дерново, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (фотографии янв. 2018г.)

Но архитектор ошибся: звонари оказались ленивыми и предпочли вместо физических упражнений на прыгучесть соорудить деревянную лестницу, след от которой хорошо виден на стене. Кроме того, хорошо заметно, что дырки под балки для этой деревянной лестничной площадки пробиты позже. Почему архитектор не сделал нормальную каменную лестницу наверх? При таких объемах строительства и размерах опор это не составило бы никакой сложности.
Однако зодчий почему-то не стал сооружать кирпичную лестницу, а сделал, если выражаться современным языком, только пожарный люк. То есть архитектор не подумал, что кто-то будет постоянно, несколько раз в день, карабкаться на колокольню и дергать за веревки колоколов.

Мы, как и звонари, прыгать на шесть метров не умеем, поэтому лестницу пришлось привезти с собой, с помощью которой можно забраться на второй ярус колокольни. И здесь нас ждал сюрприз в виде недоделанного железного бака. Видимо, религиозное строение во времена Советского Союза хотели превратить в водонапорную башню. Но проект не был доделан.
Самое интересное, что никаких кирпичных ступенек к колоколам далее нет. Мы видим остатки деревянных балок и пробитые позже дырки, чтобы эти балки вставлять. Это можно определить по неровным, битым кирпичам и остаткам раствора. Дырки сами по себе имеют разный размер и форму, они корявые и расположены неровно даже на одной стене. Неужели это первоначальный замысел архитектора? Сначала построим колокольню, а потом мужики с кирками надолбят дырок, вставят туда балки и смастерят деревянную лестницу. Главное, чтобы заказчик работу принял. Он ведь только снаружи посмотрит, а на колокольню не полезет проверять.

Трапезная и южный придел, вид от основного объема

Трапезная и южный придел, вид от основного объема

На внешней стене колокольни присутствуют и «родные» отверстия, причем для них предусмотрены даже маленькие своды, в отличие от тех выдолбленных дыр, которые есть внутри. Получается, что по изначальному плану зодчего никаких лестниц до колоколов вообще не было. И никого это не волновало. Мы храм строили с колокольней и нарочно сделали ее очень высокой, а что звонарю надо бы лестницу сделать, так это его личные проблемы. С Божьей помощью залезет. Ни заказчик строительства, ни архитектор, ни прораб, ни даже рабочие такой ерундой, как лестница на колокольню, не поинтересовались.
Можно предположить, что внутри нарочно оставили пространство для подъема колокола, но в колокольне есть толстые перекрытия между первым и вторым ярусами. Если строители начали поднимать колокол, а потом достроили свод, то почему они это сделали только на одном ярусе? Можно было сделать и на других тоже, а также оставить в стене заранее запланированные отверстия под деревянные балки, если было задумано делать лестницу из дерева. Но присутствуют только неровные, несимметричные, кривые долбленые дыры, что указывает на наличие совершенно иной задумки архитектора. И такое положение вещей наблюдается в ряде других церквей нашей страны.

Это начинает наводить на подозрения не о забывчивости отдельных архитекторов, а об ином первоначальном предназначении колокольни. То есть не надо было лазить к колоколам и дергать за веревки. Поэтому никаких лестниц не планировалось. Кроме того, чтобы позвенеть в колокол, совсем не нужно строить огромную колокольню. Есть большое количество наземных звонниц, которые работают прекрасно: слышно их очень далеко.

трапезная и приделы, вид от юго-западного (главного) входа

Трапезная и приделы, вид от юго-западного (главного) входа

Возникает вопрос: а была ли колокольня действительно колокольней или чем-то другим? Мы понимаем, что это смелое предположение, но много ли мы знаем о том, что происходило в прошлом? У нас есть теория, есть материальные предметы и здания, которые можно пощупать, потрогать и полазить в них. И эти твердые факты явно расходятся с теоретической частью.
А что интересного на втором ярусе колокольни? Здесь тоже появляется одна заковырка: не перевязанный шов между фронтоном трапезной и стеной колокольни. То есть фронтон строили позже. Это могло произойти только в одном случае: изначально кровля трапезной была низкая и плоская. И выход со второго яруса колокольни был не на чердак, а сразу на крышу – для технических и ремонтных работ. Но потом решили увеличить скат крыши и поднять ее середину. И вместо того, чтобы долбить стену колокольни для подвода кровли, как это сделано, например, в церкви Николая Чудотворца в Ольхах, местные достроили подставку под кровлю. И выход на крышу стал входом на чердак.
Но зачем изменять угол наклона кровли? Дело в том, что дождь скатывается и с небольшого уклона, а вот снег – нет. Для зимы нужны крыши с хорошим уклоном, иначе снеговая нагрузка может их сломать. Опять мы видим, что архитектор не подумал, что в Калужской губернии бывают зимы и снег. И никто ему про это не осмелился напомнить. Все, включая заказчика строительства, предпочли скромно промолчать, чтобы не гневить ученого человека. Лучше сами потом доделаем, крышу разберем и переделаем, деревянную лестницу на колокольню тоже смастерим и печку сами поставим. Только не говорите зодчему. Зодчие – народ обидчивый. Скажешь чего поперек — его и след простыл.

вид на алтарь

Вид на алтарь, церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Итак, выводы:

  1. Храм стоит на горочке;
  2. В начальном плане отсутствовали гидроизоляция, отопление, тамбур и крыша с крутыми скатами. Проект храма был сделан для климата без холодных зим;
  3. Имеются высокие боковые двери в храм, которые не применяются в современных богослужениях;
  4. Отсутствуют хоры для певчих;
  5. В начальной конструкции нет лестницы на колокольню. Имеется лишь отверстие на второй ярус. Далее кирпичной лестницы тоже не наблюдается, есть только позже сделанная деревянная;
  6. В росписях на стенах — классическая академическая живопись и красивый растительный узор;
  7. Изображение православного 8-конечного креста в росписях отсутствует, имеется только равносторонний 4-конечный крест.

И вроде бы обычный храм, которых много. Но даже в этом разрушенном здании мы с вами нашли несколько твердых, «кирпичных» фактов, о которых официальная история почему-то помалкивает. И к религии тоже появились вопросы, на которые нет убедительных ответов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *